Новости

02/10/2016

ТПП РФ: Совет по совершенствованию третейского разбирательства дал старт реформе института арбитража

ТПП РФ приняла участие в первом заседании Совета по совершенствованию третейского разбирательства, которое прошло в Минюсте России.

Открыл заседание Совета министр юстиции РФ Александр Коновалов. Он отметил, что работа Совета – это старт самой реформы третейского разбирательства, приведение в жизнь нового законодательства в этой сфере, вступившего в силу с 1 сентября 2016 г. Министр подчеркнул, что миссия Совета заключается не только в даче рекомендаций Правительству РФ о предоставлении или об отказе в предоставлении некоммерческим организациям, при которых создаются арбитражные учреждения, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, но и создание условий для развития арбитража, мониторинг развития третейского разбирательства в стране.

Заместитель министра юстиции РФ, председатель Совета Михаил Гальперин доложил о перечне научных специальностей, ученые степени по которым должны иметь не менее 1/3 арбитров, включенных в рекомендованный список арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения.

Вице-президент ТПП РФ, заместитель председателя Совета Вадим Чубаров информировал членов Совета о работе ТПП РФ по подготовке регламентов (правил) МКАС и МАК при ТПП РФ с учетом требований нового законодательства и возникающих при этом вопросах, которые необходимо учитывать при подготовке правил иным арбитражным учреждениям.

Вице-президент особо отметил, что в целях развития третейского разбирательства требуется более эффективное взаимодействие между третейскими и государственными судами, которые осуществляют принудительное исполнение решений третейских судов в том случае, когда стороны третейского разбирательства не исполняют их добровольно.

————

Совет по совершенствованию третейского разбирательства создан в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» при Министерстве юстиции РФ (приказ Министра юстиции РФ от 13 июля 2016 г. № 165). В состав Совета вошли 37 членов, включая представителей ТПП РФ.

Пресс-служба ТПП РФ, Т.Абдуллаев

 

 

Интервью Журнал «Про кредиты и вклады» // №7 // Сентябрь, 2016

Наиль Латыпов:
«Изменения в законодательстве придадут мощный импульс работе новых арбитражных учреждений , укрепят доверие к ним»

На страницах нашего издания мы уже обсуждали специфику третейского разбирательства. Сегодня мы продолжаем эту тему и беседуем с заместителем председателя Третейского суда Банковской ассоциации Татарстана, заслуженным юристом РФ и РТ, первым заместителем Председателя Арбитражного суда РТ в отставке Наилем ЛАТЫПОВЫМ.
Латыпов
Наиль Анверович, с 1 сентября стартовала реформа института третейских судов. Расскажите о той работе, которая проводится в связи с этим в Третейском суде Банковской ассоциации РТ, задачах, которые необходимо решать в первую очередь?
– Действительно, с первого сентября текущего года вступил в силу Закон РФ «Об арбитраже (третейском разбирательстве)», а также были внесены изменения и дополнения в ряд действующих законодательных актов. Это потребовало от действующих третейских судов существенно изменить порядок своей работы. В первую очередь было проведено обновление состава суда. С начала сентября в состав Третейского суда БАТ вошли 21 судья или, как правильно их называть по новому закону, – арбитры. Если быть до конца объективным, со дня вступления в силу упомянутого закона все постоянно действующие третейские суды должны именоваться арбитражными учреждениями, а старое название сохраняется только для тех случаев, когда спорящие стороны договариваются о передаче спора третейскому судье для рассмотрения какого-либо одного конкретного спора. Новое название пока немного непривычно как для меня, так и для читателей, поэтому я буду применять старую терминологию. Возвращаясь к вопросу о составе суда, отмечу, что новое законодательство об арбитраже существенно ужесточило квалификационные требования к кандидатам в судьи. Сейчас арбитром может стать человек с высшим юридическим образованием, достигший 25-ти лет, с незапятнанной репутацией. В частности, арбитром не может быть лицо, имеющее
неснятую или непогашенную судимость, а также полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью.
Кроме того, изменения, внесенные с 1 сентября 2016 года в ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации», разрешили федеральным судьям в отставке быть арбитрами. Я считаю, что это должно повысить доверие к третейским судам, так как теперь дела будут рассматривать высокопрофессиональные специалисты, не один год отдавшие этой работе.
На сегодня из числа судей Третейского суда БАТ более половины – это судьи в отставке, много лет проработавшие в Арбитражном суде Поволжского округа, Арбитражном суде Республики Татарстан, районных судах республики. В подавляющем большинстве – это судьи первого квалификационного класса, заслуженные юристы Республики Татарстан. Многие из них в силу профессиональных обязанностей сталкивались с решениями третейских судов при рассмотрении вопросов о принудительном их исполнении.
Здесь отмечу, что отношение государственных судей к этим решениям было не всегда однозначным. Нередки были случаи, когда специально создавались так называемые «карманные» третейские суды – аффилированные с одним из участников судебного разбирательства (коммерческой организацией). Процедура создания третейского суда была довольно простой – любое юридическое лицо могло принять решение о его организации, утвердить положение и состав судей. Этим грешили некоторые банки и структуры, связанные с естественными монополиями. В свои договоры они включали пункт о рассмотрении всех возникающих между контрагентами споров в «своем» третейском суде, который, как правило, выносил решения в пользу конкретной стороны. Такие факты вызывали недоверие к институту третейских судов.
– А новое законодательство изменило подход к созданию арбитражных учреждений?
– Да, произошли кардинальные изменения. Во-первых, арбитражные учреждения теперь могут образовываться только при НКО (некоммерческих организациях). При этом не при всех: не допускается их создание при государственных и муниципальных учреждениях, госкорпорациях, политических партиях, религиозных организациях, адвокатских и нотариальных палатах. Чтобы не возникало сомнений в независимости вновь создаваемых арбитражных учреждений, в законе об арбитраже закреплено положение о недопустимости конфликта интересов при осуществлении деятельности этими учреждениями. Например, конфликт интересов может возникнуть при рассмотрении арбитражным учреждением спора, одним
из участников которого является само НКО, учредители или участники некоммерческой организации.
Во-вторых, законодатель фактически заменил уведомительный характер образования арбитражных учреждений на разрешительный.
Сейчас арбитражное учреждение может быть создано и сможет функционировать только после получения НКО разрешения Правительства РФ, выдаваемого на основании рекомендаций Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте РФ. Всем действующим третейским судам в течение года с момента издания Минюстом РФ правил создания новых арбитражных учреждений необходимо привести все свои документы в соответствие с ними. В связи с этим и Третейский суд БАТ занимается этим вопросом, разрабатывая новые положение о суде, правила рассмотрения споров и так далее.
В-третьих, ужесточились требования к составу суда. По новым правилам арбитражное учреждение должно состоять как минимум из 30-ти арбитров. При этом не менее половины состава суда должно иметь стаж судейской работы (в государственных судах или в третейских судах) не меньше 10-ти лет, а не менее одной трети арбитров должно иметь ученую степень кандидата или доктора наук. Согласитесь, что подобрать такой состав не так-то уж просто и создавать третейский суд недобросовестным дельцам для принятия каких-то отдельных решений – что имело место раньше – довольно проблематично.
На сегодняшний день вопрос с кадрами в Третейском суде БАТ практически решен. Как я уже сказал, в его состав вошли высококвалифицированные судьи в отставке, имеющие колоссальный практический опыт. В их числе более десяти кандидатов и докторов юридических наук – преподавателей наших ведущих вузов. Я очень надеюсь, что такой сплав науки и практики даст достойный результат в самое ближайшее время.
С новым составом судей Третейского суда БАТ можно ознакомиться
на нашем сайте www.tresudbat.ru.
Третейским судом БАТ много времени уделяется вопросам взаимодействия с профессиональными союзами и ассоциациями республики. На стадии заключения находятся несколько договоров о сотрудничестве. Также многие юридические лица и граждане высказали свою заинтересованность в передаче рассмотрения их споров в Третейский суд БАТ.
Напомните, пожалуйста, нашим читателям, что нужно сделать, чтобы дело рассматривалось именно в Третейском суде Банковской ассоциации?
– В законе «Об арбитраже (третейском разбирательстве)» большое значение уделено вопросу заключения арбитражного соглашения.
Например, к обязательным требованиям арбитражного соглашения относится его заключение в письменной форме. Кроме этого при заключении арбитражного соглашения важно предусмотреть вопрос перемены лиц в обязательстве. Применительно к банковской сфере, нужно учитывать, что при перемене лица арбитражное соглашение действует в отношении как первоначального, так и нового кредитора, а также как первоначального, так и нового должника. Поэтому в самом договоре желательно предусмотреть, каким образом арбитражное соглашение будет распространяться на первоначальную сторону и правопреемника. Примерный текст третейской оговорки приведен у нас на сайте.
– Какие изменения вносятся в законодательные акты в связи с принятием закона «Об арбитраже»?
– Кроме тех изменений, о которых я говорил выше и касающихся порядка образования новых арбитражных учреждений и возможности судьям в отставке работать в них, внесены некоторые изменения в Гражданский и Арбитражный кодексы РФ. Вкратце они сводятся к следующему. Определены правила в отношении споров, которые могут быть переданы на рассмотрение третейского суда при наличии действующего арбитражного соглашения между сторонами спора. В кодексах приведен закрытый перечень споров, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда. Установлено, что при определенных условиях третейским судом могут рассматриваться споры о защите прав акционеров акционерных обществ и участников обществ с ограниченной ответственностью. Предусмотрено право сторон третейского разбирательства договориться об изменении территориальной подсудности.
Усилены контрольные функции государственных органов. Предусмотрено право сторон третейского разбирательства обратиться в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления третейского суда о наличии у него компетенции, то есть полномочий. В то же время расширены права арбитражного суда в содействии третейскому суду – при сборе доказательств, при формировании состава суда. Это вообще-то очень большая тема и в рамках нашего разговора довольно сложно
все осветить.
Наиль Анверович, почему Вы приняли решение войти в состав Третейского суда Банковской ассоциации Татарстана?
– Я почти три десятка лет проработал в Госарбитраже РТ, а затем в Арбитражном суде РТ. Все эти годы я видел, с какой неимоверной нагрузкой работали судьи: в три-четыре раза превышающей установленные нормы. Надеюсь, что изменения в законодательстве об арбитраже придадут мощный импульс работе вновь создаваемых арбитражных учреждений, укрепят доверие к ним. Спорящие стороны, учитывая оперативность рассмотрения дел в третейских судах, а также желая сохранить конфиденциальность о разногласиях, возникших между контрагентами, будут чаще выбирать альтернативные способы урегулирования споров. А значит, у этого вида разрешения споров должно быть большое будущее. В первую очередь, этим было вызвано мое согласие войти в состав Третейского суда БАТ и быть одним из его руководителей.

Интервью Журнал «Про кредиты и вклады» // №5 // Июнь-Июль, 2016

Хамит Шарипов: «Государство стремится очистить рынок от недобросовестных и слабых участников»

О преимуществах рассмотрения споров в третейском суде и о грядущих переменах в сфере третейского разбирательства мы беседуем с председателем Третейского суда Банковской ассоциации Татарстана, действительным государственным советником юстиции РФ, почетным работником Министерства юстиции РФ, заслуженным юристом РТ Хамитом Шариповым.

Хамит Шарипов: «Государство стремится очистить рынок от недобросовестных и слабых участников»

– Хамит Габдулхакович, что из себя представляет Третейский суд Банковской ассоциации Татарстана?

– Он образован почти четверть века назад – в 1992 году и является одним из старейших третейских судов в нашей республике. Известные на сегодняшний день Третейский суд при Торгово-промышленной палате, Третейский энергетический суд и другие были созданы намного позднее. В состав Попечительского совета БАТ входят такие видные и уважаемые люди нашей республики как ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров и председатель Банковской ассоциации РТ Людмила Китайцева. В его обязанности входит решение важнейших вопросов деятельности суда, в том числе и назначение судей. А судейский состав у нас подобран солидный. В основном это – преподаватели Казанского федерального университета, практикующие адвокаты, ученые. Из одиннадцати судей двое имеют степень доктора, шесть человек – кандидаты юридических наук. Как видите, состав очень профессиональный. Я считаю это залогом компетентности и независимости суда в целом.

– Чем отличается разбирательство дел в третейском от государственного суда?

– Различий много. Прежде всего, это право на обжалование решений. Такое право в третейском суде принадлежит только сторонам судебного разбирательства. В государственном же суде обжаловать решение могут и другие лица, участвующие в деле. Это может быть, например, прокурор, который не согласился с вынесенным решением судьи. Решение третейского суда, если в третейской оговорке на это указано, является окончательным, его невозможно оспорить, и оно вступает в законную силу немедленно. Это, по моему мнению, очень привлекательный юридический факт. Бывает ведь так, что даже при очевидности дела его рассмотрение в суде может затянуться на месяцы, а то и на годы. В третейском разбирательстве длительное рассмотрение дел – редкость. Как правило, иски рассматриваются оперативно, решение можно получить в кратчайший срок. Основанием для обжалования решений третейского суда, как правило, является несоблюдение процедурных требований, а не оспаривание самого материального права. В государственном же суде дело может быть пересмотрено по существу на любой стадии. Еще одно отличие – способ формирования суда. В третейском суде состав судей формируется по соглашению сторон. Если такое соглашение не достигнуто, то председатель суда самостоятельно определяет его состав или назначает судью.
Очень важна разница в выборе места проведения судебного разбирательства – оно определяется по соглашению сторон. Обстоятельства, которые при этом учитываются, могут быть самыми разными: это и фактор удобства, и целесообразность. Главное – по этому поводу должно быть достигнуто соглашение. В государственном суде место рассмотрения дела определено законом и не может быть изменено.
Немаловажное значение имеет конфиденциальность рассмотрения вопроса. Поверьте, не каждое физическое или юридическое лицо хочет, чтобы о его конфликте узнал кто-то еще. Даже если есть уверенность в собственной правоте. Сам факт судебного разбирательства может расцениваться как удар по репутации. Тем более, что, используя имеющиеся в открытом доступе базы данных судебных разбирательств, можно, при желании, составить полную картину того, что из себя представляет та или иная организация. Мне известны случаи, когда внимательно изучая вынесенные судебные решения, контрагенты добывали информацию об имущественном положении ответчика, профессиональных возможностях юридической службы, взаимоотношениях с поставщиками и другие важные сведения. Нецелесообразность выхода такой информации для широкого обозрения, думаю, очевидна. Третейские разбирательства являются закрытыми. Информацию о делах, рассмотренных третейским судом, в интернете вы не увидите, если только ее не выложит одна из сторон, преследуя собственные цели.
Не могу не сказать еще об одном существенном различии между судами. Лично для меня стало открытием, что в отличие от государственных, решения третейских судов по спорам с участием иностранных лиц обеспечено международным законодательством. Решение третейского исполнимо в рамках Нью-Йоркской Конвенции 1958 года, в которой участвуют более 100 стран мира. Решения же российских государственных судов исполнимы, если с той или иной страной заключены соглашения о правовой помощи. С этой точки зрения, решения третейских судов более предпочтительны для реального решения споров в других странах.

– Если обобщить сказанное, то какие основные преимущества третейского разбирательства?

– Частично на этот вопрос я уже ответил. Это – возможность выбора самого суда. Это – скорость рассмотрения дел: я имею в виду не сам процесс, хотя это тоже имеет место, а в целом более короткие сроки для вступления решения в законную силу. Кроме того – упрощенная процедура делопроизводства, меньший размер судебных издержек, отсутствие требований предварительного порядка урегулирования спора самими сторонами.

– Не так давно министр экономики РТ Артем Здунов рекомендовал Третейский суд БАТ в качестве базового для решения вопросов исламского банкинга. Какие организационные вопросы в связи с этим планируется решить?

– Действительно, в докладе министра экономики наш суд был рекомендован для разрешения споров с участием исламского, а вернее, партнерского банкинга. Надеюсь, что Третейский суд БАТ внесет свою лепту в установление правоприменительной практики в этой сфере. Отмечу – первым в России, поскольку Татарстан является «пилотным» регионом, где идет активная работа по развитию партнерского банкинга. Хотелось бы, конечно, чтобы все эти начинания не затихли в силу разных обстоятельств. Скажу еще, что нами достигнуто соглашение с Исламским институтом о проведении на базе этого учебного заведения курсов по мусульманскому праву. Представитель института сейчас проходит процедуру назначения судьей нашего третейского суда.

– На Международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге, премьер-министр Дмитрий Медведев оптимистично отозвался о дальнейших перспективах развития института третейского разбирательства. По его словам, с 1 сентября этого года планируются кардинальные изменения в данной сфере. В чем это будет выражаться?

– Действительно, в конце декабря прошлого года Президент России Владимир Путин подписал два закона о реформировании системы третейских судов. Это – закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ» и закон, которым предусматривается внесение изменений в ряд законодательных актов в связи с принятием закона об арбитраже. Эти документы я бы назвал революционными. На смену третейскому суду приходит постоянно действующее арбитражное учреждение. Причем его создание предполагается исключительно при НКО. В соответствии с законодательством список таких некоммерческих организаций ограничен. Арбитражные учреждения не могут быть созданы при государственных и муниципальных структурах, госкорпорациях, госкомпаниях, политических партиях, религиозных и адвокатских организациях и т.д. Государство этим дает ясно понять, что больше не допустит создания «карманных» третейских судов, в изобилии существующих в настоящее время. Интересная новелла касается вопроса принятия решения о создании арбитражного учреждения при конкретной НКО. Теперь такое решение будет принимать специально созданный Совет по совершенствованию третейского разбирательства. Какие требования при этом будут предъявляться НКО пока не совсем ясно. Их должен определить Минюст, хотя общие положения уже определены в законе. В частности, речь идет о проверке репутации НКО, характере деятельности, составе учредителей, способности организовать работу арбитражного учреждения на высоком уровне. Еще одно новшество, которое должно способствовать созданию «дееспособных» арбитражных учреждений – это рекомендация по включению не менее 30 человек в список арбитров. Причем, не меньше трети из них должны иметь ученую степень, а половина – опыт разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских или государственных судей как минимум в течение 10 лет. Резюмируя отмечу, что государство ужесточает правила регулирования, увеличивая затраты на создание арбитражного учреждения, стремится очистить рынок от недобросовестных и слабых участников. С другой стороны, серьезные требования к работе оставшихся на рынке учреждений будут способствовать повышению их авторитета и профессионального уровня.

– Что вы можете сказать о перспективах Третейского суда БАТ в условиях наступающих кардинальных перемен?

– Как я уже говорил, новый закон вступает в силу с 1 сентября 2016 года. Далее в течение трех месяцев правительство должно принять еще ряд документов регламентирующих деятельность арбитражных учреждений. После их принятия у третейских судов будет год на то, чтобы получить разрешение на осуществление деятельности по администрированию арбитража. После этого срока деятельность третейских судов, не отвечающих требованиям законодательства, будет признана незаконной. Конечно, вопросы по процедуре создания постоянно действующего арбитражного учреждения остаются. Но думаю, все станет более или менее понятным после утверждения российским правительством порядка выдачи разрешений на осуществление арбитража, а министерством юстиции – правил проверки НКО, претендующих на создание арбитражного учреждения. Что касается нашего суда, скажу, что состав судей, авторитет Банковской ассоциации Татарстана позволяют надеяться, что мы успешно переживем эту реорганизацию. Если быть точнее, создадим новое учреждение, которое и в дальнейшем будет поддерживать свой авторитет законностью выносимых решений и их объективностью. Остальное покажет время.

– Хамит Габдулхакович, расскажите немного о себе.

– В настоящее время я нахожусь в отставке. До этого 30 лет своей профессиональной деятельности отдал органам российской юстиции. Работал в суде, заместителем главного государственного арбитра РТ, в Антимонопольном управлении, долгие годы был заместителем министра юстиции РТ по судебной деятельности. Возглавлял Главное управление юстиции Минюста РФ по РТ, последние 14 лет был Главным судебным приставом РТ. Как видите, так или иначе вся моя деятельность была связана с судами и то, что сейчас мне доверено возглавлять Третейский суд БАТ – для меня большая честь. Думаю, что накопленный многими годами опыт работы я смогу отдать новому для меня направлению деятельности.